Слава Роска: выживут компании, которые смогут трансформироваться в новых условиях

Вызовы, с которыми столкнулись представители российского малого и среднего бизнеса в период пандемии коронавируса, поставили в сложное положение и всю отечественную «зеленую» отрасль. Есть ли выход из кризиса? Какие пути его преодоления выбирают цветоводы России? Кто сможет выстоять в условиях жесткой турбулентности, которая трясет сегодня не только нашу страну, но и весь экономический мир, включая даже наиболее благополучные и защищенные территории? Своим видением ситуации поделился владелец и арт-директор сети салонов «Студия цветов ROSCA», директор, дизайнер-флорист и преподаватель Школы флористики SLAVA ROSCA, победитель национальных и международных флористических конкурсов Слава Роска.

– Сегодня все обеспокоены ситуацией, сложившейся во всем мире в связи с пандемией коронавируса. Насколько сильно кризис коснулся Вас?

– Я думаю, что это коснулось каждого флориста, каждую флористическую компанию. В первую очередь потому, что мы не знаем, что нас дальше ждет. Пока очень сложно понять, насколько сильно эта ситуация ударила по моему бизнесу: на данном этапе непонятно, смогут ли, например, арендодатели пойти на какие-то уступки или вовсе на них не пойдут... Продажи упали в два раза, мы работаем только на доставках. Думаю, что это скажется на продажах и в будущем: не думаю, что многие смогут себе позволить покупку цветов, так как в ближайшие полгода, если не больше, люди будут больше думать о том, как одеться, накормить детей и отправить их в школы. Цветы – товар не первой необходимости, и в данной ситуации их будут покупать те люди, которые находятся в хорошей финансовой прослойке, выше среднего.

Во-вторых, у нас отменились семинары. Мы перешли в онлайн, но онлайны, может, и принесли какие-то деньги, но мало. Хотя лучше в ситуации, которая происходит на рынке, заработать хоть что-то, чем ничего.

Кроме того, закрываются салоны, и пока это будет происходить и дальше: никто не может понять, как можно работать, что можно делать, а что нельзя. Никто не дает никакой информации, а если и дают, то очень расплывчато. Сейчас, на данном этапе, мы работаем на свой страх и риск на доставках. Наши школы работают онлайн, а вот нашим коллегам управа сказала не работать, и все. Ни под каким предлогом вы не имеете права ничего делать.

Помимо той ситуации, которая сложилась на рынке, самый страшный враг для многих компаний – дезинформация: одни говорят одно, другие говорят второе, третьи говорят третье. Многие из-за этого закрылись. Мы работаем давно, у нас есть свой водитель, своя машина доставки, своя прослойка клиентов, мы смогли выудить информацию, осуществить рассылку. Но многие компании, даже имея службу доставки, закрылись из-за полнейшей дезинформации.

Лично мы закрылись на две недели. И когда я понял, что если сейчас не разрулится эта ситуация, то меня ждет не то что тотальный крах – я могу уже сейчас начать вывозить вещи и закрываться. Только через две недели я на свой страх и риск открылся, позвонил в управу, оформил специальные дополнительные разрешения, онлайн-кассы, чтобы люди могли заказать доставку. То есть бизнес действительно очень пострадал, и будет страдать и дальше.

– Вы сказали о частичном переходе в онлайн. Расскажите подробнее о методах, с помощью которых Вы рассчитываете остаться на плаву?

– У нас работает онлайн-школа, идут семинары – мы начали обучать людей флористике онлайн, находясь в салоне при закрытых дверях. Есть занятия, которые были назначены на апрель, на май, – они отменились, нам пришлось возвращать деньги студентам. Некоторые согласились на частичный возврат, выбрав онлайн-курсы, которые немного дешевле обычных.

Обучение идет в формате онлайн-лекций. Мы были в этой сфере новичками, когда провели первую онлайн-трансляцию. Сначала мы провели бесплатные вебинары, потом были онлайн-семинары, на которых люди могли задавать вопросы, то есть у нас налажена обратная связь. У всех есть домашнее задание, оно действует полтора месяца, потому что не у всех есть материалы, которые можно купить. Многие купили их у нас и делают сейчас работу над заданием. Они сидят дома и тратят свое время на обучение, а не просто пьют чай, кофе и спят. Потом студенты будут присылать свои работы на обсуждение.

Сейчас планируется новая серия семинаров. Они будут предложены в виде записи. Мы планируем записывать курсы, люди будут их приобретать и получать доступ к уроку или домашнему заданию – еженедельно, или каждые три дня, или ежедневно. Конечно, у них будут кураторы, которые будут объяснять, кто что сделал неправильно. Обратная связь на наших семинарах онлайн очень важна. Онлайн требует очень много подготовки – очень много работы требует до, очень много работы после.

– На Ваш взгляд, как долго продлится такая ситуация?

–Я думаю, что не меньше года мы будем работать на восстановление. Нас уже пугают второй волной пандемии, и если, не дай бог, это случится... Я, если честно, пока не знаю, чего нам ждать. Потому что даже те, кто переживет первую волну пандемии, вряд ли продержится во время второй волны. И самое ужасное из того, что происходит в нашем рынке, это тот факт, что рекомендации, которые дает президент, не исполняются никем. Мы еще надеемся, что будем получать кредиты, но на данном этапе невозможно даже ни в какой банк не дозвониться. Хотя президентом были даны указы, чтобы малый бизнес получил поддержку в виде беспроцентных займов. Получается, что малый бизнес просто закрыли.

Европа дала своим гражданам хоть какую-то помощь. Всем людям, которые сидели дома. У нас же мы сидим дома за свой счет. Малый бизнес сам платит зарплату своим сотрудникам, но это вообще ничто. Это не помощь. Люди остались без заработка. Это большая проблема. Получается, что малый бизнес, да и большой тоже, остались ни с чем. Мы терпим крах, несем убытки. Мы надеемся на ту поддержку, о которой услышали от президента по телевидению, но мы не можем ее получить. Президент старается что-то сделать. Но те люди, которые должны обеспечить это, ничего не делают. Вот в чем проблема.

И если сейчас мы еще на что-то надеемся, то, повторюсь, при второй волне пандемии многие компании просто позакрываются.

– Выставка «Цветы» перенесена на 2021 год. Как Вы оцениваете это решение?

– Могу сказать, что это правильный шаг: компании вряд ли смогут вкладываться сейчас в такое мероприятие, как выставка. И если бы ее провели в этом году, я думаю, она была бы провальной, потому что сейчас очень многие компании обанкротятся, многие будут работать только на старых контактах, на тех клиентах, которые есть. Будут стараться работать в интернете, соцсетях. Они будут выжимать сейчас все возможное из дешевых ресурсов. А выставка – один из наиболее дорогих ресурсов для продвижения. Так что, думаю, решение о переносе выставки было очень правильным.

– Как Вы считаете, что ждет отрасль в будущем? Неужели не прорвемся?

– Мы прорвемся! Мы работаем! Вряд ли в ином случае мы бы сейчас онлайн-школу делали. Просто сейчас рынок трансформируется. Те люди, которые смогут трансформироваться, руководители, которые не побоятся взвалить на себя дополнительные обязанности, те не закроются.

Уйдет бизнес, открытый богатыми мужьями для девушек, которые ничего о бизнесе не знают, не думают и не хотят думать. А есть люди, которые ведут бизнес профессионально. Многие говорят: вы должны радоваться, что рынок почистится. Может, он и почистится, но мой карман уже пуст…

Проблема в том, что рынок стал избалованным. Богатые состоятельные клиенты привыкли к тому, что они получают товар, а расплачиваются за него позже. В магазин, автосалон или в салон красоты они тоже приходят и расплачиваются позже? Вряд ли. Но почему-то они считают, что подрядчики практически должны служить им, как рабы. Поэтому я думаю, что в этом году договора о пост-оплате заключены просто больше не будут. Потому что много ситуаций, когда зависли деньги – с января, с марта… То есть получается, что мы спонсировали своими деньгами красоту состоятельным людям, а они сейчас не готовы за это расплатиться, и никто не знает, расплатятся ли вообще…

Так что нас ждут огромные сложности. Но мы верим в лучшее. Мы стараемся работать, пусть на малых оборотах. Лучше заработать хоть 15 тысяч в день, чем ноль. Лучше пусть работает один человек в смену, чем ноль. Кушать хотят все. Официальную зарплату платить надо. Увольнять людей нельзя. Мы смотрим только вперед. И смотрим с оптимизмом. Но, повторюсь, сложности нас ждут очень и очень большие.