Что такое гринвошинг: как отличить настоящую экопродукцию от «зелёного» пиара

Тренд последних лет – экологичность. Руки сами тянутся к товарам с пометкой «Эко», «Био», «Органика», «Натурально». Но к сожалению, всё модное притягивает и желающих заработать на трендах. Информационный партнер фестиваля Green City экомедиа «Зелёный» рассказал, что такое гринвошинг, и предупредил, как не дать себя обмануть. 

Что такое гринвошинг?

Гринвошинг – это маркетинговый ход, когда компании создают экоимидж, но на самом деле ничего не делают для снижения негативного влияния на окружающую среду. В России это явление называют «зелёный камуфляж».

В 2007 году американская маркетинговая компания TerraChoice обратила внимание на гринвошинг и составила список наиболее популярных видов обмана потребителя. Назвали его «Семь грехов гринвошинга».

  1. Грех скрытого компромисса

Сам продукт является экологически чистым. Но неэкологичным является процесс его производства. Например, офисная бумага – для её производства вырубаются леса, происходят выбросы парниковых газов, используется хлор при отбеливании.

  1. Грех без доказательств

На упаковке указана информация, которую невозможно проверить, нет сертификатов третьей стороны. Потребитель не может точно знать, использовали ли артезианскую воду при производстве или налили воду из-под крана.

  1. Грех расплывчатости

Указывая полностью натуральный состав, производитель скрывает, что всё натуральное не обязательно «зелёное». Например, на упаковке продукта указано, что состав натуральный, но ведь мышьяк – тоже натуральный, но ядовитый продукт.

  1. Грех поклонения ложным ярлыкам

Продукт, который с помощью слов или изображений создаёт впечатление стороннего одобрения там, где такого одобрения не существует. Например, пометки «Эко», «Био», «Для детей», но в составе далеко не экологичные или «не детские» ингредиенты.

  1. Грех неуместности

Экологическое утверждение, которое может быть правдивым, но это не является достижением компании. Просто компонент запрещено использовать на законодательном уровне. Например, можно увидеть на упаковке зубной пасты: «Без тяжёлых металлов в составе». Эта пометка абсолютно не нужна, так как наличие тяжёлых металлов запрещено законом, и они никак не могут там оказаться.

  1. Грех меньшего из двух зол

Компании обманывают потребителя, отвлекая сравнением с аналогами, которые якобы более вредны для окружающей среды, чем их продукция. Например, органические сигареты или автомобили с меньшим расходом бензина, чем у других марок. Однако это не отменяет факт неэкологичности.

  1. Грех вранья

Врут о составе, указывают несуществующие компоненты, скрывают вредные компоненты, используют экомаркировки без разрешения. Например, пишут, что мешки для мусора – биоразлагаемые, но на самом деле они не разлагаются, а распадаются на микропластик, который остаётся в воде и почве сотни лет.

Как не дать себя обмануть?

1) Читайте состав. Если на упаковке продукции указано, что использована вода из альпийских источников – посмотрите, на каком месте она стоит в составе. Принцип простой: чем дальше в списке, тем меньше в составе.

2) Проверьте наличие опасных ингредиентов. Запомните опасные ингредиенты, которые чаще всего используются в производстве косметических товаров:

  • Парабены, в составе указаны как Methylparaben, Propylparaben.
  • Различные PEG-, PPG-.
  • Силиконы. В составе они заканчиваются на -siloxane, и -conol.
  • Парафин и микропластик. Узнать можно по латинскому названию Parafin, Quaternium и производным.

3) Используйте мобильное приложение. С помощью EcoLabel Guide от проекта «Экополка» можно проверить экомаркировку на её достоверность. После установки приложения нужно выбрать «Сканер» и навести на маркировку. Появится сообщение, надёжная ли это экомаркировка или гринвошинг. В приложении есть список с изображениями всех доступных в мире настоящих экомаркировок.

И конечно, относитесь к покупкам осознанно!

Источник: Зеленый