Тренд последних лет – экологичность. Руки сами тянутся к товарам с пометкой «Эко», «Био», «Органика», «Натурально». Но к сожалению, всё модное притягивает и желающих заработать на трендах. Информационный партнер фестиваля Green City экомедиа «Зелёный» рассказал, что такое гринвошинг, и предупредил, как не дать себя обмануть.
Что такое гринвошинг?
Гринвошинг – это маркетинговый ход, когда компании создают экоимидж, но на самом деле ничего не делают для снижения негативного влияния на окружающую среду. В России это явление называют «зелёный камуфляж».
В 2007 году американская маркетинговая компания TerraChoice обратила внимание на гринвошинг и составила список наиболее популярных видов обмана потребителя. Назвали его «Семь грехов гринвошинга».
- Грех скрытого компромисса
Сам продукт является экологически чистым. Но неэкологичным является процесс его производства. Например, офисная бумага – для её производства вырубаются леса, происходят выбросы парниковых газов, используется хлор при отбеливании.
- Грех без доказательств
На упаковке указана информация, которую невозможно проверить, нет сертификатов третьей стороны. Потребитель не может точно знать, использовали ли артезианскую воду при производстве или налили воду из-под крана.
- Грех расплывчатости
Указывая полностью натуральный состав, производитель скрывает, что всё натуральное не обязательно «зелёное». Например, на упаковке продукта указано, что состав натуральный, но ведь мышьяк – тоже натуральный, но ядовитый продукт.
- Грех поклонения ложным ярлыкам
Продукт, который с помощью слов или изображений создаёт впечатление стороннего одобрения там, где такого одобрения не существует. Например, пометки «Эко», «Био», «Для детей», но в составе далеко не экологичные или «не детские» ингредиенты.
- Грех неуместности
Экологическое утверждение, которое может быть правдивым, но это не является достижением компании. Просто компонент запрещено использовать на законодательном уровне. Например, можно увидеть на упаковке зубной пасты: «Без тяжёлых металлов в составе». Эта пометка абсолютно не нужна, так как наличие тяжёлых металлов запрещено законом, и они никак не могут там оказаться.
- Грех меньшего из двух зол
Компании обманывают потребителя, отвлекая сравнением с аналогами, которые якобы более вредны для окружающей среды, чем их продукция. Например, органические сигареты или автомобили с меньшим расходом бензина, чем у других марок. Однако это не отменяет факт неэкологичности.
- Грех вранья
Врут о составе, указывают несуществующие компоненты, скрывают вредные компоненты, используют экомаркировки без разрешения. Например, пишут, что мешки для мусора – биоразлагаемые, но на самом деле они не разлагаются, а распадаются на микропластик, который остаётся в воде и почве сотни лет.
Как не дать себя обмануть?
1) Читайте состав. Если на упаковке продукции указано, что использована вода из альпийских источников – посмотрите, на каком месте она стоит в составе. Принцип простой: чем дальше в списке, тем меньше в составе.
2) Проверьте наличие опасных ингредиентов. Запомните опасные ингредиенты, которые чаще всего используются в производстве косметических товаров:
- Парабены, в составе указаны как Methylparaben, Propylparaben.
- Различные PEG-, PPG-.
- Силиконы. В составе они заканчиваются на -siloxane, и -conol.
- Парафин и микропластик. Узнать можно по латинскому названию Parafin, Quaternium и производным.
3) Используйте мобильное приложение. С помощью EcoLabel Guide от проекта «Экополка» можно проверить экомаркировку на её достоверность. После установки приложения нужно выбрать «Сканер» и навести на маркировку. Появится сообщение, надёжная ли это экомаркировка или гринвошинг. В приложении есть список с изображениями всех доступных в мире настоящих экомаркировок.
И конечно, относитесь к покупкам осознанно!
Источник: Зеленый